… Таня* позвонила мне в панике. В 7.30 утра. Больше ждать не могла. Слезы, страх и непонимание. Ее 8-летняя дочурка, умная и милая девочка выложила в интернет такооое!!!
Оказалось, что Света* выложила в Like видео — 78-е по счету, кстати, — где в легинсах и топике, сделанном из трусиков («спасибо» инструкциям из YouTube), она ритмично двигает попой в такт песни Face «Брр, пох**, что будет дальше»! И, как выяснилось чуть позже, такого рода видео в ее аккаунте было не одно. Впрочем, и число деток, начиная от дошколят, разместивших свои видео под этот саундтрек, впечатляет.
«Позор, грязь, мат… и, возможно, теперь педофилы начнут на нее охоту! С этого момента никакого интернета до совершеннолетия!!!» Так. Стоп паника. Включаем спокойствие, здравый подход и желание понять и, безусловно, защитить ребенка. Давайте разбираться.
Like, Musical.ly, Kwai — это, по сути, социальные сети в формате мобильных приложений. Пользователи — преимущественно, дети в том числе и дошкольного возраста — записывают свои короткие видео, накладывая музыку или текст скетчей из богатого предоставляемого ассортимента и обильно сдабривая свой шедевр разнообразными цифровыми эффектами.
Конечно, при полном отсутствии цензуры.
Видео публикуются и ждут своих (миллионных в мечтах авторов) лайков и комментариев. К слову, негативные комменты в этих приложениях практически не встречаются. Большинство роликов представляют собой либо танцы и движения под саундтрек, либо комедийные ролики. Аудитория таких соцсетей делится на тех, кто снимает видеоролики и на тех, кто лишь смотрит.
Как и у всякого явления, здесь есть свои плюсы и минусы.
Минусы:
Вроде как явный вывод — УДАЛИТЬ И ЗАПРЕТИТЬ! Полегчает, конечно. На пару дней. А потом вы поймете, что ребенок компенсирует свою потерю снимаемыми и просматриваемыми видосами на телефоне друга. И, ба… — уже новый репертуар! А вы, меж тем, уже стали дальше друг от друга и достучаться (докричаться) до ребенка стало намного сложнее…
Не такого хотели? Тогда давайте разберемся с плюсами:
Современные дети прекрасно умеют фильтровать плохое и ненужное. Я попросила несколько людей в возрасте от 9 до 13-ти, дружбой с которыми горжусь, ответить на пару вопросов, касающихся их отношения к приложениям. И вот что они ответили (публикую с их разрешения):
За что мне нравятся Like, Musical.ly, Kwai:
— Это социальные сети, в которых можно саморазвиваться, за это они мне и нравятся.
— Это как YouTube, только с младшей аудиторией, там я могу иметь свой канал.
— Там снимают интересные и комедийные видео. Мои друзья часто скидывают мне свои видео, и мне интересно их смотреть.
Что там не нравится:
— Что там очень много глупых людей. Не просто детей, а людей, которые снимают тупые видео.
— Что много бесполезного и много неинтересного.
— Мне не нравится, что люди делают все ради популярности.
Какие там могут быть опасности и неприятности:
— Много взрослого.
— Не знаю. Просто тратишь свое время впустую.
— Во всех социальных сетях есть мошенники. Также есть люди, которые выкладывают слишком много личной информации!
Важно ли для вас количество поставленных лайков?
— Лайки не играют для меня никакой роли, потому что это не реальная жизнь, а социальные сети. Люди в интернете и лайки никогда не заменят реальное общение 🙂
— Нет. Для меня лайки и подписки абсолютно не имеют значения ни на сколько.
Ну что? Небезнадежно? Тогда, может быть, вас устроит простой рецепт:
Начните с «Я в курсе, что ты используешь (…). И там много того, что меня не устраивает. Если честно, мне было бы проще запретить тебе этим пользоваться, но так будет неправильно, потому что это может нас отдалить. Поэтому, я обещаю, что ни за что тебя не упрекну и не накажу. Просто давай сядем, посмотрим вместе все твои и некоторые чужие видосы и вместе разберемся, что к чему. И установим Правила пользования этими приложениями.»
В идеале, будет здОрово, если вы попросите ребенка объяснить вам некоторые нюансы использования этих приложений, и он почувствует себя авторитетным в этой теме. А дальше просто начинайте смотреть и спрашивать ребенка «Зачем?» «Почему?» «А тебе понравилось бы, если бы такое видео выложил(ла)…?» «Как ты думаешь, а что ты (он, она) хотел этим показать?». Ну и самое главное, если вы видите хоть малейший намек на что-то хорошее и интересное в видео ребенка — классно двигается, смешно придумал, подобрал точные спецэффекты и пр. — ОБЯЗАТЕЛЬНО его похвалите за это! И в завершении просмотра вы должны установить правила их использования. И зафиксировать их, например, в формате письменного соглашения:
— В какой одежде ты можешь сниматься.
— Никаких контактов с незнакомцами, даже если они засыпают ребенка приятными комментариями и лайками.
— Уважай себя! Мат и пошлость тебя унижают, и без того есть из чего выбрать.
— Не будь банален(-льна). Повторять за другими просто скучно, креатив рулит!
— Видео можно снимать только на нейтральном фоне и без участия близких или их изображений, пока взрослые не дали на то своего согласия.
Like, Musical.ly, Kwai исчезнут и надоедят, но их место моментально займут новые «заманухи». Не факт, что вы успеете отследить эти изменения, но ведь это не мешает установить универсальные правила для всей семьи в интернете. Главное — интересуйтесь, чем живет ваш ребенок. Поверьте, он будет рад даже вашим частичным запретам, главное, чтобы вы были неравнодушны и были «в теме» 😉
Автор: Ольга Корсун, автор и руководитель проекта «Netka.by. Интернет-безопасность детей Беларуси»
PS:
“Я был трудным подростком,
Клянусь, что меня спасла музыка.
И люди, которые были рядом, поддерживали все мои начинания.
Моя семья, люди в которых течет моя кровь.
Своих преданных фанатов, кстати, я тоже считаю семьей.
Один раз на автограф-сессии в Пензе ко мне подошел мальчуган
Ну лет так 14−16 и попросил подписать ему афишу, как «надежды нет».
Я подписал, но зачеркнул эти слова, потому что я хочу, чтобы каждый человек знал: надежда есть!»
Песня «Жизнь». Все того же Face.