Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок участвует в травле или является одним из ее зачинщиков? Психолог Ирина Катин-Ярцева составила инструкцию, что делать в таких случаях и как помочь и ребенку, и себе.
В этот момент мы переживаем крушение привычных представлений о себе как о мудрых и хороших взрослых и о сыне или дочери как хорошем и добром ребенке.
Первое, что хочется сказать: «Нет, этого не может быть, это какая-то ошибка. Мой ребенок не мог так поступить. Да какая там травля, просто конфликт, поссорились, бывает».
Тем более, что не всегда на виду настоящий организатор буллинга. Любой ребенок в ситуации травли может быть «захвачен» коллективом и назначен «палачом», чтобы исполнить волю группы. Главная задача — постараться, сохраняя спокойствие и вежливость, выяснить, что произошло. Желательно у нескольких свидетелей событий.
Главное отличие травли и ее суть — согласованное и систематическое насилие, намеренное причинение вреда.
Ребенка могут бить, толкать, щипать, дразнить, доводить до слез, унижать, обзывать, подчеркнуто игнорировать. Ему могут угрожать, отбирать, портить или прятать вещи. Все это в отношениях неравенства — сильные атакуют слабого.
Если ошибки нет и неприятные известия подтвердились, самая естественная реакция — злость и желание наказать виновного. Злость на собственного ребенка, учителя, который допустил травлю, на жертву («ну не просто же так именно его стали травить») или ее родителей, на себя, в конце концов.
Для большинства детей важно чувствовать себя частью группы, объединяться вокруг эмоционально значимой деятельности. Если такой деятельности нет, то часто она возникает стихийно — дети могут объединиться против кого-то.
Особенно быстро это происходит в обществе, наполненном агрессией и ксенофобией. Группу охватывает азарт охоты, упоение, эйфория. Они чувствуют себя хорошими и правильными. Особенно активны в травле дети, неуверенные в себе, зависимые от оценки окружающих или даже сами пережившие опыт насилия. Если взрослые, ответственные за работу с детским коллективом (например, учителя), не обращают внимания на происходящее или даже вольно-невольно подливают масла в огонь, ситуация усугубляется. Без помощи взрослых дети справиться с ней уже не в состоянии. Поэтому не стоит ждать, что всё наладится само.
Первая и главная задача взрослых — постараться прекратить травлю. Безусловно, всем детям, включенным в буллинг, нужна помощь, причем каждому своя.
Но сама травля — явление из области социальных процессов, болезнь группы, поэтому, чтобы бороться с ней, нужно работать со всей группой детей. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно.
Ругать, кричать, бить. Так вы подкрепляете у ребенка уверенность в том, что мир состоит из сильных и слабых. И сильный проявляет агрессию к слабому.
Стыдить, вызывать чувство вины. Стыд и страх стыда, вина — одно из уязвимых мест булли, которые и толкают их на самоутверждение за счёт жертвы.
Давить на жалость описанием чувств, страданий жертвы. Это лишь усиливает презрение к ее беспомощности.
Не перебивая и не оправдываясь, выслушайте все, что говорят родители пострадавшего. У них сейчас много страха, возмущения и обиды за своего ребенка. Покажите, что вы понимаете серьезность происходящего и готовы участвовать в решении проблемы.
Расскажите о том, что вы уже предприняли (разговор с ребенком, изучение материалов о травле и способах ее разрешения) и что собираетесь предпринять: найти того, кто может провести работу с группой. Это могут быть школьный психолог, директор, классный руководитель, приглашенный специалист, который умеет работать с такой проблемой. Можно сформировать группу родителей, которые возьмут на себя этот труд.
Есть опробованные и эффективные пошаговые методики работы с коллективом детей, пострадавшим от буллинга. Лучше, если с коллективом будет работать профессионал, компетентный именно в этой области, который точно не навредит своими советами (запретом на жалобы, нотациями или обвинением жертвы).
Если такого профессионала в доступе нет, то нужно найти того, кто готов взять на себя ответственность за помощь классу, изучить инструкции по работе с травлей и провести несколько бесед. Тема очень серьезная, поэтому одной встречей с классом ограничиться не получится. А в промежутках надо тщательно следить за развитием ситуации.
Работа с классом начинается с тех же шагов, что и ваш разговор с ребенком: назвать явление, попросить представить себя на месте жертвы, сказать, что это недопустимо. Потом идут такие этапы:
Валентина Шукан, психолог, валеолог, координатор центра дружественного отношения к подросткам «Доверие» г. Минска:
— В центр достаточно часто обращаются подростки, которых травят в школе. Чаще всего – это ребята учатся в 5-7-ых классах, но есть и старшеклассники. Среди старшеклассников – это ребята, которые по каким-то причинам поменяли школу, переехали, например, в другой район или поступили в лицей. Младшие подростки обращаются чаще по инициативе родителей и вместе с ними.
О проблемах старшеклассников родители чаще всего не подозревают. Сами подростки не намерены с ними обсуждать эти проблемы, чтобы, по их мнению, не стало хуже, когда родители придут разбирать в школу.
В моей практике было несколько случаев, когда за помощью обращались родители с подростками-агрессорами. Все эти ребята когда-то сами были в роли жертвы. Думаю, что в силу того, что многие даже не представляют себе, что такое существует, или руководствуются мифами типа «Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!)» или «Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы», или «Само пройдет», взрослые не только не обращаются за квалифицированной помощью в ситуации насилия, но и вообще никак не реагируют на это.
Чтобы развенчать эти мифы, скажу, что насилие в школах было всегда, и «живет» и «процветает» оно с молчаливого согласия взрослых. Однако, в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: демонстрация насилия в СМИ, многонациональность, инклюзия, новые возможности (мобильный телефон, социальные сети) и т.п.
По мнению известного во всем мире исследователя школьного насилия Д. Олвеуса, «проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков. Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (за исключением Японии)».
— Со школьной травлей в каждой отдельной школе борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем или психологом решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других. Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и агрессорам, — считает Валентина Шукан.
На консультацию можно обратиться к психологам центров, дружественных подросткам. Это бесплатно, всегда конфиденциально. Специалист рассмотрит ситуацию, даст конкретные рекомендации родителям и подростку. Но решать проблемы взаимоотношений в школьном коллективе — это не в его компетенции.
Адреса и телефоны всех центров дружественного отношения к подросткам вы найдете ЗДЕСЬ, ознакомиться с буклетом о буллинге — ЗДЕСЬ.
Подготовила Наталья Котелева.
Иллюстрации: Shutterstock (Daniela Barreto).