«Я никогда особо не контролировал своих детей, хотя, поверьте, вполне мог. Я делал иначе. Я говорил не куда нельзя, а куда можно! Подсказывал умные игры, интересные темы, говорил с ними. У меня дети «выросли» с компьютерами. Старшая дочь за компьютером с 6 лет, младший с 3-х. Результат? Оба моих ребенка – специалисты в области информационной безопасности», — рассказывает о личном опыте эксперт по информационной безопасности, сертифицированный тренер «Лаборатории Касперского», автор «Сказок о безопасности», обладатель статуса Microsoft Security Trusted Advisor Владимир Безмалый.
— Главное, на мой взгляд, — ГОВОРИТЬ со своими детьми. Не затыкать им рот гаджетами. Детям нужны не гаджеты, детям нужны родители и ласка! — уверен собеседник.
— Более 20 лет вы продвигаете идею обучения обычных пользователей азам информационной грамотности. Создали проект «Сказки о безопасности», чтобы языком фантастических историй рассказывать о том, чем опасны новые технологии в неправильных руках. По вашим наблюдениям, растет ли со временем интерес пользователей, в частности, родителей к этой теме?
— Увы пока ответом не порадую. Думаю, проблема тут прежде всего в невысокой материальной обеспеченности. Родители чаще всего заняты зарабатыванием денег. Им в первую очередь нужно выжить. Детям — планшеты, смартфоны и игрушки, чтобы дали спокойно отдохнуть после работы. А чтобы разбираться в вопросе онлайн-безопасности собственных детей, родителям надо серьезно и самостоятельно учиться, на что либо нет сил, либо, что очень печально, желания. Я не один раз пытался проводить бесплатное обучение (впрочем, то же пытался делать и сын). Чаще всего заканчиваются такие проекты ничем! Все говорят — надо. Но вот делать что-либо, хотя бы элементарно прийти на тренинг, — это надо встать и сделать.
Для того чтобы увидеть опасность в интернете, нужно понимать, что это такое и какие последствия могут иметь те или иные неграмотные действия. Ведь в Сети далеко не все риски так очевидны, как те же хулиганы в подворотне или лихач-водитель на пешеходном переходе. Тут нужно понимать механику онлайн-мира, чтобы представлять, что чем аукнется. А так, не понимаю — значит, безопасно! Значит, пусть лучше сидит дома в смартфоне, чем на улице нарвется на всем такие понятные неприятности.
Поэтому и не удивительно, что дети умеют куда больше родителей.
— Приведу лишь два примера. «В последние годы наметилась тенденция к росту детской преступности в интернете. На 14% увеличилось количество хищений подростками с помощью компьютерной техники. Также стало больше преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерной информации: в прошлом году их было два, а в этом — 57», — дает статистику за прошлый год БелТА. И в то же время совсем недавно Google выплатила студенту два миллиона за найденную ошибку. Иными словами, могут ли в принципе родители контролировать настолько прытких подростков и молодых людей, которые пользуются своими знаниями как во благо, так и во вред?
— Не контролировать. Направлять! Нужно четко понимать, что есть работа, а есть преступление. Вот и все. Но изначально что такое хорошо и что такое плохо крошке должны рассказывать именно родители. А значит, они сами должны это хорошо представлять. И в этом, зачастую, сложность. Приведу пример. По незнанию нередко родители сами сливают всю информацию о ребенке в Сеть — гигабайты фото, посты с сочным описанием детских проказ и казусов, которые с ними приключились, их предпочтений, интересов и прочими подробностями. При этом не осознавая, что собственноручно создают «цифровой портрет» своего ребенка. А потом чем больше информации, тем проще создать психологический портрет. А еще чуть позже служба безопасности компании N проверит этот портрет при приеме на работу. Уже сегодня такая практика не редкость.
По-моему, информацию о ребенке можно выкладывать только с его сознательного согласия. Причем не ранее, чем ребенку исполнится не менее 14 лет. Еще раз подчеркну, это личное мнение.
— В интервью для СМИ вы часто говорите, что с ростом количества гаджетов, цитирую, «люди тупеют». Гаджет в руках ребенка — априори зло?
— Любой гаджет это просто инструмент и не более того. Нет их хороших и плохих. Кухонный нож может служить для приготовления пищи, а можно ним убить человека. Кто-то считает основной проблемой гаджетов порно, наркотики да и вообще интернет. Это не совсем так. Все это опасности, без сомнения. Однако основная опасность — это оглупление нации.
Существует огромное количество программного обеспечения как под iOS так и под Android, предназначенного для решения всевозможных школьных задач по математике, физике, химии. Вы просто фотографируете школьный пример или уравнение и получаете его решение. Чем это опасно для вашего ребенка? Да просто тем, что отучает думать. Зачем? Есть готовое решение! Именно из-за этого люди и тупеют.
Посмотрите, уже даже в начальной школе дети используют калькуляторы. Конечно, я не призываю пользоваться счетами, но развивать мозг необходимо. Сегодня очень часто студенты не могут даже прочитать и пересказать одну страницу текста. Вы часто видели людей, читающих серьезные книги? Вы часто видели вообще школьников с книгами в руках? Поймите, гораздо проще «нагуглить» непонятно какую информацию, чем подумать самому. Увы, думать сложно. Вот и все.
— Кто, по вашему мнению, должен быть главным игроком в деле защиты детей в сфере ИБ? Государство, регулирующее законодательство? Бизнес, в интересах которого убедить родителей купить продукт (тот же родительский контроль), а значит, объяснить, от чего он, продукт, призван защитить? Родители, которые должны сами во всем разобраться и во все вникать?
— На самом деле на первом месте в данном случае должно стоять государство. Почему? Да потому что именно государство может и должно взять на себя образовательную функцию. Прежде чем защищать детей, их родители должны понимать, почему необходимо защищать, от чего защищать, да и кому — тоже. Бизнес, защищая детей, в первую очередь будет преследовать свои интересы. Все верно. Дело бизнеса зарабатывать, и это нормально. Но родители не будут покупать ПО, пока не поймут, ради чего. Да и к тому же, одним программным (аппаратным) обеспечением дело не решить. Это комплексная проблема, причем решать ее нужно на международном уровне. Ведь преступления в интернете границ не имеют.
— Как вы представляете в идеале семейное воспитание в сфере информационной безопасности?
— Не нужно учить. Нужно говорить. Нужно пояснять. Идеально — личный пример. Родители должны понимать, чему они учат. И родители должны хотеть этого.
Автор: Наталья Котелева