Сегодня травля в Сети, увы, развита намного сильнее, чем 10 лет тому назад. Дети и подростки проводят все больше времени в Сети: 92% детей сегодня посещают интернет ежедневно, а 25% заявляет о том, что они находятся там постоянно.
Стоит признать, что эти цифры в реальности привели к разрушительным последствиям. «Гиперсетевые» подростки обмениваются все более личными сведениями о своих профилях в социальных сетях, они же намного чаще рискуют стать кибержертвами по сравнению со своими сверстниками, которые пользуются всемирной паутиной умеренно.
Только в прошлом году на Facebook миллион детей и подростков подверглись насилию. 87% сообщили о том, что они наблюдали рискованное поведение в интернете. Стоит учесть, что сегодня кибериздевательства связаны с целым рядом проблем, связанных с психическим здоровьем, включая депрессию, употребление наркотиков и самоубийство.
Увы, но самый простой вариант решения — полностью закрыть детям доступ в социальные сети. Однако это не подготовит их к будущей беспощадной взрослой жизни. А может быть стоит вместо того, чтобы пытаться защитить их от всех онлайн-рисков, использовать популярность социальных сетей в качестве инструмента для обучения здоровым отношениям и навыкам общения как в интернете, так и лично?
Рассмотрим 10 предложений по защите детей от кибербуллинга: до, во время и после конфликта.
Заранее продумайте и разработайте ограничения и разрешения на использование интернет-технологий, как только дети смогут получить доступ к электронике. Установка разумных ограничений помешает детям привязаться к их смартфонам (планшетам), компьютерам и поможет им развить здоровое чувство самоотдачи, отличное от цифровой идентичности. Это облегчит им освобождение от рискованного или вредного онлайн-общения с возрастом.
Если ваш ребенок поднимает вопрос об открытии собственной учетной записи на смартфоне (компьютере) или в социальной сети, поясните ему его права и обязанности, связанные с этим. Вместе разработайте «Декларацию прав и обязанностей» в которой подробно описано, как ваш ребенок может вести себя в интернете.
Обсудите личные или прочтенные истории о кибериздевательствах, конфиденциальности и других онлайн-рисках со всей семьей. Используйте эти события для разговоров о том, что вам нравится или не нравится в интернете и что вы и ваш ребенок можете предпринять во время небезопасной ситуации. Спросите, как ваш ребенок может реагировать на определенные инциденты и предложите свои варианты реагирования. Так вы сможете наилучшим образом помочь ему в решении любых проблем в Сети. Помните, что оба ваших ответа, скорее всего, изменятся с возрастом ваших детей, поэтому продолжайте эти диалоги.
Учтите, что дети с депрессией, беспокойством и другими психологическими отклонениями очень часто будут являться мишенью для хулиганов, а стыд и тайны могут только ухудшить ситуацию. К счастью, вы можете помочь вашему ребенку, обучая себя и своих детей решению таких проблем.
Изоляция, уход от общения, отказ от обычных действий – все это может свидетельствовать о том, что ваш ребенок подвергается кибертравле. Но, несмотря на это, слежка за ним, чтение его сообщений без его ведома не принесет успеха, а может привести к еще большему замыканию ребенка в себе.
Если вы заметили всплеск активности ребенка в онлайне или заметите, что ваш ребенок, сидя за компьютером или со смартфоном, чем-то озабочен, взволнован, подавлен, — это может быть предупреждение. Если вам необходимо проверить учетную запись своего ребенка, но у вас нет предварительного соглашения, в котором отмечено, что ваш ребенок знает, что вы можете это сделать, лучше сразу обсудить с ним вашу подозрения и дальнейшие действия (или сразу после этого, если ситуация действительно срочная). Честно расскажите, почему вы чувствуете, что необходимо принять меры, и вовлеките ребенка в выяснение, что делать дальше.
Если ваш ребенок все же стал жертвой кибериздевательства или небезопасной онлайн-активности, первое, что нужно сделать, это поблагодарить его за то, что он поделился своими проблемами с вами. Затем вы можете работать вместе, чтобы решить, как двигаться вперед.
Если вы наблюдаете какие-либо поведенческие или эмоциональные изменения, подходите к ребенку тогда, когда он более-менее успокоится, когда вы и ваш ребенок имеете время и место для свободного общения. Постарайтесь, чтобы все было как можно менее драматично и как можно более непредвзято. Это может помочь в разговоре с ребенком.
Если ваш ребенок испытывает эмоциональные переживания из-за ситуации в интернете, спросите его о результатах, которые он хотел бы видеть, и о том, чем вы можете помочь в трудной ситуации, чтобы выработать возможное решение вместе.
Подумайте о том, чтобы помочь организовать школьные, студенческие мероприятия и обсудить проблему кибериздевательств, а также обсудить возможные мероприятия со школьными администраторами.
Эти инициативы могут помочь повысить осведомленность и вовлечь учащихся в борьбу с рисками в социальных сетях в активном, позитивном ключе — без сильного нежелательного внимания к личному опыту вашего ребенка.
Как родители, мы должны развивать уверенность в наших детях как в интернете, так и в оффлайне.
Автор: Владимир Безмалый, эксперт по информационной безопасности, сертифицированный тренер «Лаборатории Касперского», автор «Сказок о безопасности», отец двоих детей.