Источник: rebenok.by
Автор: Елена Березкина
Сейчас практически все дети «сидят в интернете». Их даже учить этому не надо, они как будто рождаются со способностями продвинутого юзера. Как быть родителям: контролировать или отпустить? С какого возраста разрешать пользоваться соцсетями? Как сделать нахождение в сети максимально безопасным для ребенка? Об этом мы поговорили с Ольгой Корсун, руководителем социального проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси. Netka.by».
— По образованию я учитель физики и информатики. У меня двое дочерей, старшая — уже опытный интернет-юзер, младшая только начинает осваивать сети. Тема безопасного интернета заинтересовала меня, когда старшая дочка пошла в школу, и мы купили ей смартфон. Я думала, что сама изучу все, что касается безопасности в сети, и объясню дочке. Но информации в интернете оказалось слишком много — и в неудобной форме.Тогда я начала сама разрабатывать справочник интернет-угроз, чтобы разложить по полочкам все, что узнала. В тот же период с моей подругой произошел неприятный случай. Она поставила своей 11-летней дочке услугу «детский интернет» от мобильного оператора, будучи абсолютно уверенной, что «плохие» сайты ребенку будут недоступны. Но случайно выяснилось, что написав в поисковике запрос «порно», выдается список всевозможных сайтов, а по «картинкам»-изображениям можно почерпнуть массу текстовой и визуальной информации. А вот уже переходить на эти сайты услуга действительно не позволяет. Кроме того, дома телефон автоматически переключается с «мобильных данных» на wi-fi, и услуга перестает работать.
После этого я провела большое анкетирование среди родителей в нескольких гимназиях и частной школе. Результаты еще больше убедили меня в необходимости задуманного ресурса. Так появился сайт netka.by, где размещается актуальная информация, мнения экспертов, бесплатные консультации по теме — все, чтобы помочь родителям разобраться с тем, чем же опасен (а также интересен и полезен!) интернет для детей.
Угроз в интернете очень много:
Но!!! Детей, в первую очередь, надо защищать от отсутствия внимания их родителей и желания (а иногда и страха) вникнуть в то, чем же занят в сети их ребенок!
К сожалению, часто приходится сталкиваться с однобоким восприятием родителей темы детского интернета. Либо они считают, что полностью защищают ребенка от всех угроз, только установив «родительский контроль» и ограничив ребенка по времени пребывания в интернете, либо просто боятся лезть в эту тему, мол, «мы про интернет уже мало что понимаем, дети про интернет все знают лучше нас, они сами во всем разберутся». Бывают еще самые тяжелые случаи: «Нет у него интернета, нечего ему там делать до 14 лет», но при таком раскладе ребенок просто гарантировано найдет возможность интересоваться «запретным плодом».
Oчень важен собственный пример. Если на обеденном столе ваши телефоны лежат наравне со столовыми приборами, а посещение каждого красивого места начинается с селфи, шансов объяснить ребенку, что интернета в жизни должно быть поменьше? практически не остается. Причем дети сами восстают против поглощения интернетом родителей. Например, 8 сентября семилетний житель Гамбурга Эмиль Рустиг (Emil Rustige) организовал демонстрацию под лозунгом «Играйте со мной, а не со своими смартфонами!» – поддержать призыв к родителям уделять больше времени детям, а не мобильным устройствам, пришли около 150 человек! Программы родительского контроля помогают контролировать время пребывания в Сети. Также на смартфон ребенка можно скачать одно из многочисленных мобильных приложений, которое по расписанию будет отключать-включать мобильный интернет или WI-FI или, например, лимитировать время нахождения в соцсетях.
Еще совет. Домашнее задание к одному из моих уроков по интернет-зависимости – написать сценарий «идеального дня без интернета для всей семьи». Дети проводят опрос всех членов семьи о том, чем бы им было приятно заменить обычный «интернетный» выходной день, пишут план. А дальше дело только за тем, чтобы назначить дату, отключить все телефоны и прожить счастливый день! Вы не представляете, как горят глаза у детей, когда они рассказывают, как было здорово!
На мой взгляд, основа безопасности ребенка — это доверительные отношения с родителями. Безусловно, это не означает отсутствие контроля, однако и контроль во многом может быть доверительным. У меня, например, со старшей дочерью есть договоренность. Она ничего не удаляет с телефона (например, не подчищает историю браузера и youtube), переписку в мессенджерах, а я в любой момент могу его посмотреть. Только вместе с ней. При этом, никогда не ругаю ее за «неправильные» действия в сети. Мы просто обсуждаем, где она «накосячила», чем это может быть опасно, к чему может привести, как стоит поступить (написать) в следующий раз.
Или, например, в одной из их многочисленных детских групп в вайбере все стали высмеивать одну девочку (она тоже была участницей группы) за неудачное высказывание. Я спросила дочку и ее подруг, смогут ли они повторить свои насмешки один на один, глядя в глаза. После этого девочки извинились и помирились.
Кроме того, такой совместный просмотр и обсуждение помогает лучше узнать интересы ребенка, ответить на «некомфортные» вопросы, которые дети стесняются задавать сами. Разумеется, настанет момент, когда надо будет остановить такую практику и отпустить ребенка в «самостоятельное плавание по просторам интернета», но к этому времени я буду уверена, дочка уже многое знает, понимает и умеет.
Очень часто задают этот вопрос. Здесь очень важен комплексный подход. Для начала нужен разговор. Оцените, насколько ребенок готов к жизни в соцсетях. Задавайте вопросы: для чего ему нужна соцсеть, с кем он планирует там общаться, кто из его друзей там уже есть, как он поступит в разных ситуациях (например, если его берут «на слабо», предлагая что-то непонятное, будет ли добавлять в друзья «пустые» профили) и т.п.
Обязательно установите четкие правила пользования соцсетями, желательно зафиксируйте их на бумаге. Мы практикуем такой подход: распечатать на бумаге, повесить на видном месте и сфотографировать на телефон, чтобы в эти правила всегда можно было заглянуть и ребенку, и родителям. И договориться о том, в течение какого срока мы наблюдать за действиями ребенка в соцсетях.
Особенно актуально для детей младшего школьного возраста. Когда родители утверждают, что их детей пока в соцсетях нет, я задаю им вопрос: «А на телефоне у него есть любое из таких приложение как Like, Kwai или Musical.ly (Tik-tok)?» Ведь это, по сути, социальные сети в формате мобильных приложений. Со всеми вытекающими…
… Таня* позвонила мне в панике. В 7.30 утра. Больше ждать не могла. Слезы, страх и непонимание. Ее 8-летняя дочурка, умная и милая девочка выложила в интернет такооое!!! Оказалось, что дочка Света* выложила в Like видео — 78-е по счету, кстати, — где в легинсах и топике, сделанном из трусиков («спасибо» инструкциям из YouTube), она ритмично двигает попой в такт песни Face «Брр, пох**, что будет дальше»! И, как выяснилось чуть позже, такого рода видео в ее аккаунте было не одно. Впрочем, и число детей начиная от дошколят, разместивших свои видео под этот саундтрек, впечатляет. «Позор, грязь, мат… и, возможно, теперь педофилы начнут на нее охоту! С этого момента никакого интернета до совершеннолетия!!!» — так рассуждала мама.
Стоп! Включаем спокойствие, здравый подход и желание понять и, безусловно, защитить ребенка. Давайте разбираться…
Начните с «Я в курсе, что ты используешь (…). И там много того, что меня не устраивает. Если честно, мне было бы проще запретить тебе этим пользоваться, но так будет неправильно, потому что это может нас отдалить. Поэтому, я обещаю, что ни за что тебя не упрекну и не накажу. Просто давай сядем, посмотрим вместе все твои и некоторые чужие видосы и вместе разберемся, что к чему. И установим Правила пользования этими приложениями».
В идеале, будет здорово, если вы попросите ребенка объяснить вам некоторые нюансы использования этих приложений, и он почувствует себя авторитетным в этой теме. А дальше просто начинайте смотреть и спрашивать ребенка «Зачем?» «Почему?» «А тебе понравилось бы, если бы такое видео выложил(ла)…?» «Как ты думаешь, а что ты (он, она) хотел этим показать?».
Ну и самое главное, если вы видите хоть малейший намек на что-то хорошее и интересное в видео ребенка — классно двигается, смешно придумал, подобрал точные спецэффекты и пр. — ОБЯЗАТЕЛЬНО его похвалите за это! И в завершении просмотра вы должны установить правила их использования. И зафиксировать их, например, в формате письменного соглашения:
Like, Musical.ly, Kwai исчезнут, но их место моментально займут новые «заманухи». Не факт, что вы успеете отследить эти изменения, но ведь это не мешает установить универсальные правила для всей семьи в интернете. Главное — интересуйтесь, чем живет ваш ребенок. Поверьте, он будет рад даже вашим частичным запретам, главное, чтобы вы были неравнодушны и были «в теме».
Вот именно в таких нюансах мы и стараемся оперативно разбираться, буквально препарировать вновь появляющиеся явления в сети (будь то Момо, Кiki-челлендж или уголовно наказуемые лайки и репосты), обсуждать с нашими экспертами и знакомить с нашими рекомендациями и советами родителей и учителей.