Источник: brest.greenbelarus.info
Автор: Елена Волковская
Фото: Из архива библиотеки
Жила-была девочка, которая не любила читать не то что книжки, но даже рекламу мороженого – до тех пор, пока не познакомилась с собакой Бонни. Оказалось, собака – прекрасный слушатель, который не критикует, а ещё её можно обнимать и гладить. У девочек и мальчиков в Бресте тоже есть возможность читать собакам (почти как у вышеописанной героини книги Лизы Папп «Мэйделин Финн и библиотечная собака»). Для этого им надо только прийти…в библиотеку.
Сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина, что на Набережной Франциска Скорины, ещё несколько лет назад озадачились проблемой: как в век развитых информационных технологий привлечь читателей – в первую очередь, детей? В 2016 году Светлана Городецкая, директор библиотеки им. А. С. Пушкина (в то время ещё завотделом маркетинга), предложила рассмотреть идею канистерапии. Канистерапия (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) – разновидность терапии с животными, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.
Но вплотную к реализации задуманного удалось приступить лишь прошлой осенью. Помог «стартануть» Владимир Мазалов, руководитель проекта по канистерапии для детей с особенностями развития. Он порекомендовал сертифицированного кинолога-терапевта Светлану Шоломицкую. В начале года состоялся пилотный проект «СоЧитайка», в котором участвовали 7 младшеклассников из средней школы №13 и собаки-терапевты: джек-рассел-терьер Джеки и немецкая овчарка Бьёрн.
Всё происходящее настолько заинтересовало детей и родителей, что чтения собакам продолжаются и по сей день, а «слушает» ребятишек сейчас зенненхунд (добродушная пастушеская порода собак) Берта – уже в рамках нового проекта «Открой себя другу».
«Детей к нам приходит очень много, – рассказывает Светлана Ивашкова, заведующая детской библиотекой. – Мы думали, после окончания пилотного проекта ребята уйдут, на их место придут другие. В результате и новые дети появляются, и прежние участники продолжают посещать занятия. Начинали с нами 7 человек, а сейчас каждый раз приходит почти целый класс, да ещё и родители просят дать им поучаствовать».
Впервые метод чтения собакам для обучения людей грамоте опробовали в 1999 году в США. Идею подхватили и другие страны: Финляндия, Польша, страны Балтии, Россия (с 2013 года), Украина (с 2018) и др. В Польше с 2010 года специальность «канистерапевт» даже введена в государственный список профессий. Первые шаги в этом направлении делает и Беларусь.
«Мы нашли в СМИ упоминания о разовых мероприятиях по чтению собакам в Барановичах (2014 г.) и Минске (2016 г.), – делится Ирина Климович, завотделом культурно-информационной проектной деятельности библиотеки и координатор проекта «Открой себя другу», – но о систематической работе речь не шла нигде.
Во время практически поголовного «зависания» детей в телефонах, компьютерах и видеоиграх приучить ребёнка к чтению бывает трудно. Иногда дети не хотят читать просто потому, что у них не получается – боятся критики учителей и родителей, насмешек одноклассников.
Собака помогает ребенку преодолеть психологический барьер и начать получать удовольствие от чтения. Кстати, чтение вслух полезно в любом возрасте – за рубежом это одно из основных средств против болезни Альцгеймера».
Работать с детьми может далеко не каждая собака. Основные критерии отбора: отсутствие агрессии, весёлость, адекватность и уравновешенность. Сам процесс чтения происходит один на один – ребёнок и собака. Но рядом обязательно находится кинолог, который никак не влияет на процесс чтения, но внимательно следит за безопасностью процесса.
«Хотелось бы, чтобы дети знали, как можно общаться с собаками на дружеской волне, учились обращению с ними, – говорит Екатерина Панцевич, кинолог-волонтёр и хозяйка Берты. – Отношение к собакам, в том числе и к бездомным, нужно воспитывать с детских лет. Мы приходим сюда из самых лучших побуждений, а нашей собаке приятно внимание и любовь детей».
По словам сотрудников, собака очень чутко улавливает настроение ребёнка: например, если он стесняется, четвероногий слушатель делает вид, что ему всё равно, чтобы ещё сильнее не смущать. Читать ребёнка никто заставлять не будет, при желании он может хоть всё отведённое ему время (обычно не более 10 минут, в зависимости от количества детей) просто играть с собакой.
Но, как правило, дети всё же читают – глядя на остальных и не желая «отставать». Один мальчик-дошколёнок, ещё не умеющий читать, даже выучил дома сказку наизусть и пришёл «почитать» её собаке. Ребёнок сымитировал процесс чтения ради того, чтобы провести время с животным.
Общение с собаками во многом помогло детям, – говорит Ольга Красько, замдиректора по учебной работе СШ №13 г. Бреста. – Как учителя, так и родители отмечали, что ребята стали организованнее, появилось желание больше читать и меньше времени проводить в гаджетах.
Проект действительно помогает переключить детей на другие интересы, и собаки очень сильный мотиватор для этого».
Именно среди учащихся 13-й школы проводился отбор детей на пилотный проект по чтению с собаками. Это учебное заведение ближайшее к библиотеке, а его коллектив с радостью откликнулся на интересное предложение и до сих пор активно сотрудничает с детской библиотекой.
Маша Халецкая – одна из первых участниц проекта. Она учится в 4 «Б» классе и хочет выучиться на ветеринара, чтобы открыть собственную ветклинику.
«Я давно мечтаю завести себе собаку или кота, – делится Маша, – но пока у меня есть только рыбки. У моей бабушки живёт овчарка, очень люблю с ней играть и дрессировать её. Сейчас я готовлю научную работу о проекте по чтению собакам и буду представлять её на ежегодной конференции «Первый шаг в науку». Хочу рассказать другим детям, как собаки помогают читать».
Одним поочерёдным чтением в библиотеке решили не ограничиваться и придумали проводить игровые обучающие квесты с участием детей, собак и даже родителей. Ещё одна цель, которую ставят перед собой сотрудники библиотеки – возрождать культуру семейного чтения.
«Мы заметили, что родителям интересно ничуть не меньше, чем детям, – рассказывает Ирина Климович, – они просто впиваются взглядом сквозь стеклянные двери, хотят хоть что-нибудь разглядеть. Поэтому будем привлекать родителей: пускать их на занятия, разрешать участвовать в игровых квестах, чтобы потом они могли заинтересовать детей чтением и дома. Приходить к нам на чтение с собаками могут ребята абсолютно любого возраста. Такое общение с животным – положительный заряд на целую неделю».
Мальчишки, участвующие в проекте, единодушно заявили, что играть с собакой им всё же немного интереснее, чем в телефоне.
«Я люблю играть в телефоне, – сообщает Михаил Орешков из 3 «Б», – но, если выбирать между телефоном и собакой, пошёл бы к собаке. У меня дома её нет, очень хотел бы завести шпица».
А у вас есть домашний питомец? Берите идею на вооружение! Может, и ваш ребёнок захочет почитать своей собаке, коту или попугайчику…