Пока очередь дошла до кассы, ваш ребенок внес в 45-ю версию вопроса «мы еще доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а еще успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми! Как помочь ребенку пережить тягостные моменты ожидания и сделать так, чтобы он не мучился сам, не выводил из себя других, и, разумеется, не действовал на нервы вам.
Вопрос «сколько дети могут терпеть» занимает не только нас, но и учёных. Американский психолог Уолтер Мишел провёл первую версию своего знаменитого зефирного теста ещё в конце 60-х годов.
Экспериментатор клал перед дошкольником зефир. Тут внезапно у взрослого появлялись срочные дела, он выходил, но перед этим говорил, что если ребёнок дождётся его возвращения, он получит ещё один «маршмеллоу». Проверялась способность детей к самоконтролю: смогут ли они отложить немедленное удовольствие и дождаться увеличенной награды. Спустя годы Мишел провёл ещё ряд исследований и выяснил, что те ребята, которые в детстве заработали бонусную зефирку, чувствуют себя благополучнее, чем их товарищи. Во всяком случае, баллы за тест SAT и уровень образования у них были выше, индекс массы тела — ниже, да и по другим показателям вышли сплошные преимущества. Не секрет, что самоконтроль влияет на успех часто сильнее чем уровень интеллекта. Секрет в другом — как им удалось обуздать порыв?
Уолтер Мишел в своей книге The Marshmallow Test: Mastering Self-Control, которая вышла в 2014 году, объясняет, что ребята, которые не ели зефир, пытались отвлечься, а тем, кто не смог себя занять, не осталось ничего другого, кроме как подкрепиться.
С этой стороны, гаджеты — беспроигрышный вариант. Человек бьет зомби лопатой по темечку и совершенно не ощущает, как вагон несется в Чертаново. С другой стороны, он в этот момент не учится сам себя занимать: изучать любопытный пыльный узор на ботинках напротив сидящих, пересчитывать соседей-альбиносов, сочинять фантастический рассказ «Приключения поручня». В конце концов, у тех ребят из зефирного теста не было под рукой айпада.
СОВЕТ 1. СОПЕРЕЖИВАЙТЕ
Сопереживание и адекватная реакция на странные выходки ребенка — как раз то, что помогает детскому организму растить самоконтроль. Задача взрослого — эмпатически помочь младшему перенести дискомфорт в тягостной ситуации. Например, в очереди на карусель вместо «Хватить хныкать!» мы можем предложить объятия, интересные истории про девочку, которая ждала-ждала, а потом приплыл корабль с алыми парусами и ей удалось послушать оркестр.
СОВЕТ 2. ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ ВРЕМЯ
Если мы не научили дочь пользоваться часами, даже фраза «Я освобожусь через один час и пятнадцать минут» ни уму, ни сердцу ребенка ничего не скажет. Когда наступает потом? Когда — позже? Время хорошо визуализировать: «Зубы чистим, пока пересыпается этот песок». Используйте адвент-календари, закрашивайте дни недели, говорите, что печенья должны стоять в духовке 35 минут, ну то есть песок три раза пересыплется. В конце концов, ребёнок догадается, что 10 минут — это не так уж и много в масштабах вечности.
СОВЕТ 3. ПОКАЖИТЕ СКОРОСТЬ ВРЕМЕНИ
Покажите ребенку, что время может лететь, если ты занят чем-то интересным, и тот же временной отрезок может быть бесконечным, если у вас гостит неприятная тетя Нюра. Играйте в стратегические настолки, где противника нужно брать измором, собирайте марки и займитесь наблюдениями за живой природой. Покажите стремительному малышу медленных животных. «Когда черепашка доползет до конца комнаты, я допишу годовой отчет!».
СОВЕТ 4. ДЕРЖИТЕ СЛОВО
Умение подождать связано с доверием и уверенностью в своих взрослых. Гораздо легче подождать папу, если ты твёрдо знаешь, что он сейчас сбегает за стремянкой и всё-таки снимет тебя с этого дерева. Папа сказал, папа сделал.
СОВЕТ 5. БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ
Если мы не управляем своими эмоциями и впадаем то в отчаяние, то в глухое раздражение по всякому поводу, ребенок получает однозначный сигнал: жизнь полна чрезвычайных ситуаций, тут вообще нельзя расслабляться, а противогаз надо держать под рукой.
СОВЕТ 6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА
Вооружитесь всем, что может занять ребенка дольше чем на пять минут (и едой тоже). Веревочки, бусы, разноцветная проволока, палочки, наборы для творчества и пальчиковые игры, книжки, блокноты, мелки и карандаши — отлично срабатывают при минимальной поддержке. Самые юные могут посвятить себя работе с канцелярским скотчем и сортировке пуговиц, дети постарше будут рады книгам (вы тоже можете почитать им вслух), словесным играм и прочим крестикам-ноликам.
СОВЕТ 7. ХВАЛИТЕ ЗА ТЕРПЕНИЕ
Сила воли у ребенка тренируется, подобно мышцам. Каждый раз, откладывая минутный импульс, младший становится всё более волевым человеком. Значит, будет не лишним говорить о том, что вы цените усилия ребенка и верите в него: «Ваня! Ого! Ты перестал внезапно дёргать стоп-кран! Ты, брат, силен!»
СОВЕТ 8. НАПОМНИТЕ О ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛИ
Перед лицом опасности гораздо эффективнее говорить ребенку о глобальной цели, нежели убеждать его досчитать до десяти. Видя, что сынок готовится съесть торт, хотя до прихода гостей осталось две минуты, не говорите ему: «Петь, прежде чем случится непоправимое, сосчитай до десяти!» Лучше выкрикните: «Стой! Ты же хотел показать другу Васе розочку на торте!». А теперь уберите угощение подальше на полку. Зачем зря мучить ребенка.
Источник: mel.fm.