Американские ученые установили, что большинство детских обучающих приложений на смартфонах через скрытую рекламу манипулируют пользователем и приводят к потенциально опасному поведению ребенка. Действительно ли есть угроза в таких программах и как от нее обезопасить детей?
Сама же реклама подавалась как часть игры: ребенка сопровождал мультгерой, а интерактивный ролик предлагал пройти мини-игру, на самом деле продвигая платное приложение. Чтобы закрыть рекламный ролик, надо выждать порядка 20-30 секунд до появления соответствующей кнопки, однако ребенок не замечает разницы и воспринимает происходящее как продолжение его игры, отмечают эксперты.
В итоге дети переходят по ссылкам и попадают на сайты, где в том числе демонстрируются и жестокие игры. Например, одна из участниц исследования рассказала, что ее ребенок через рекламу попал на игру, где президент США Дональд Трамп нажимает на кнопку и начинает ядерную войну. Авторы исследования уже попросили американскую торговую комиссию разобраться в ситуации.
«Наши результаты показывают, что рынок приложений для дошкольников сосредоточен на зарабатывании денег, а не на образовательном и развлекательном опыте детей. Такая практика нарушает их развитие. Это не только неэтично, но и незаконно», — заявила автор исследования Дженни Радески.
Главная проблема заключается в том, что специалисты пока не могут с уверенностью сказать, как скажется контекстная реклама и интернет-зависимость в принципе на психическом здоровье ребенка, сказал «360» детский психолог и педагог Сергей Кроленко.
«Последствия пока непредсказуемы. Скорее всего, в этом нет ничего хорошего. Но изменения в их психике, если они и случатся, то произойдут они через многие годы. Их сможет анализировать только следующее поколение. Родители могут предостеречь или в конце-концов наплевать, решить — будь как будет, но в данном случае дети пяти лет — первооткрыватели. Во что это выльется, не знает никто», — сказал эксперт.
Психолог отметил, что в обучающих программах смартфона или любого другого гаджета есть существенный недостаток — отсутствие физической реальности. По его словам, обучающие приложения могут быть подспорьем, но никогда не заменят действий и опыта ребенка на практике.
«Был такой случай: дают ребенку напильник и просят его обстругать деревяшку. Он 15 минут стругает, потом подходит и говорит, что у него ничего не получается. Знаете почему? Все потому, что он даже не давил на напильник. Он видит действие, но в обучающей игре он привык, что нет физических усилий. Он и не подозревал, что было нужно давить», — пояснил Кроленко.
Во многом влияние технологий и рекламы в приложениях зависит от самих родителей, сказала в беседе с «360» руководитель Центра психологического консультирования Анна Хныкина. По ее словам, настоящая опасность наступает тогда, когда отец и мать не в курсе того, что смотрят и во что играют их дети.
«Можно, конечно, обвинять окружающих и разработчиков, все мироустройство — по факту реклама всегда виновата. Но когда мы говорим о детях до пяти лет — здесь пока что должно быть влияние родителей, которые наполняют досуг ребенка», — уверена психолог.
Она отметила, что сейчас интернет по своему функционалу похож на улицу, где росли предыдущие поколения: в Сети дети знакомятся, заводят друзей и играют. В этой связи опасность скрытой рекламы для детей до пяти лет ровно такая, насколько было бы рискованным оставить ребенка на то же время без присмотра на улице, пояснила Хныкина.
Психологи сходятся во мнении, что полный запрет на использование гаджетов не только не принесет положительного результата, но и может навредить психике ребенка.
«Сейчас ведь как: если ребенок не в курсе трендов YouTube, модных игр, популярных блогов, то он становится изгоем в своей среде. Об этом тоже нужно не забывать», — подчеркнула Анна Хныкина.
Специалист рекомендует разделять потенциально опасные и безвредные игрушки. Например, детский гаджет, через который ребенок учится определять правильно цвета, можно дать в руки и двухлетнему, чего не скажешь о социальных сетях, где может распространяться жестокий, а порой и запрещенный контент. Главное не позволять ребенку «сидеть в современных технологиях» весь день напролет.
«Важно сохранять качество и количество живого контакта с ребенком, а гаджеты — они свое возьмут, как бы мы их не запрещали. Бороться с ними невозможно», — уверена она.
Иногда дети становятся жертвами манипуляций не только приложений, но и собственных родителей. В последние годы YouTube взял тренд на блокировку каналов с участием детей. Причиной тому — регулярные жалобы пользователей.
Для привлечения трафика и денег родители, которые зачастую и становятся продюсерами детских шоу в Сети, придумывают все более провокационные ситуации: позволяют своим детям наедаться фаст-фудом, рекламируют через детей сторонние товары, в шутку связывают и запирают детей во время игры на камеру.
Все это вызывает неоднозначную реакцию зрителей, на которую YouTube начал реагировать.
Так, год назад был заблокирован один из самых популярных каналов в России — Vlad Crazy Show. Он собирал десятки миллионов просмотров, но оказался удален «за нарушение принципов сообщества YouTube».
«Можем запретить показывать хулиганов, потому что они дерутся, но как тогда обозначить, что они ведут себя нехорошо? Споры ведутся и вокруг контента, где показывают, как машины сбивают людей. С одной стороны мы показываем, что несоблюдение ПДД приводит к смерти, а с другой — мы же показываем страшные вещи, гибель человека! Давайте будем показывать, что человек не травмируется, не тонет, не горит. Тогда у ребенка вообще возникнет картина, что опасностей нет», — подчеркнул эксперт.
Что касается контента, где родители позволяют детям шалить и есть фаст-фуд, то ситуация может смущать зрителя с моральной точки зрения, но не должна приводить к запретам такого контента, уверен Кроленко.
«Если ребенок в присутствии родителя что-то делает, значит ему это разрешает родитель. Отсюда вопрос: родитель что, не в праве разрешать своему ребенку какие-то действия, даже если с этим согласно не все общество? Тогда почему нельзя это показывать? Везде нужен баланс, а с такими запретами любую ситуацию можно будет довести до абсурда», — резюмировал детский психолог.