Подростковый возраст — время изменений, эмоциональных бурь и слома привычного хода жизни, что отражается и на поведении в Сети, и на общении со сверстниками и родителями в реальной жизни. Поддержать парней и девушек в этот непростой период призваны группы сопровождения подросткового возраста. Здесь под руководством опытных психологов подростки учатся общаться с учетом их новых состояний, выражать свои чувства и понимать свои желания, выговариваются в безопасной атмосфере, получают поддержку от сверстников, а при необходимости — и юридические консультации.
Из-за чего ребенок, который был примерным ангелочком до 11 лет, очень быстро становится просто невыносим, почему родители боятся идти на встречу с ведущим групп, которую посещает их сын или дочь, и что дают группы сопровождения самим подросткам, рассказывает подростковый психолог, гештальт терапевт Тимофей Бимбад.
Подростковый возраст, на мой взгляд, — это наиважнейший период в развитии личности человека потому, что в это время подростки обучаются справляться с эмоциями на грани пограничного расстройства личности. Состояние это вызвано,
в первую очередь, гормональными изменениями, а во вторую — особенностями положения подростков в обществе.
В подростковом возрасте, который, по мнению британских психологов, теперь заканчивается в 25 лет, завершается
формирование структур мозга. У парней, например, к 17 годам тестостерона больше, чем когда-либо в жизни. И это прекрасный адаптивный механизм взросления: столько гормонов было необходимо, чтобы быстро обучиться конкуренции и охоте во времена мамонтов. Сейчас охотиться не нужно, но конкурировать с другими особями своего вида и пола все еще очень актуально, только теперь интеллектуально, а не физически.
В то же время это все еще дети, от которых школа требует усидчивости и высоких результатов в учебе, соблюдения правил, а подростки переполнены сильнейшими чувствами из-за гормонального фона. Родители также часто бывают не готовы к
изменениям, потому, что тот, кто был примерным ангелочком до 11 лет, очень быстро становится просто невыносимым, а привычку длительностью в 11 лет изменить трудно. Это очень сложно принять.
В итоге мы получаем детей, совершенно испуганных собственными сильными переживаниями, которые они не умеют их выражать и не знают, что с ними делать. В то же время школа предъявляет требования в виде правил и расписаний, подчинения учителю. На мой взгляд, подчиняться и быть примерным учеником, работником, или гражданином сложно, если испытываешь злость или печаль. Просто потому, что само переживание становится важнее, чем все остальное: невозможно хорошо думать, если тебе больно.
Для нашего мозга все сильные чувства гораздо важнее, чем какая-то там учеба и сложные логические операции. Такова наша природа, поэтому подростки часто начинают хуже учиться, особенно в период с 12-14 лет. Все эти изменения — это процесс неравномерный, так что кого-то можно увидеть в 13 лет в группах с 15-летними, а кого-то в 14 с 12-летними подростками.
Чтобы правильно распределить участников, мы проводим интервью с родителями и подростками. Исходя из такого положения, первая наша задача как ведущих групп — это создание безопасной и доверительной атмосферы. Для этого у нас есть правило конфиденциальности, о котором мы предупреждаем родителей и самих участников.
Это значит, что мы не рассказываем никому фактические подробности и содержимое диалогов. Разве что некоторое впечатление или описание этапа развития по запросу родителей. Также в наших группах запрещено ломать окружающие предметы и даже прикасаться к участникам без разрешения. Все эти ограничения вводятся из соображений безопасности, так как личные границы у всех разные. Иногда мы складываем мобильные телефоны в коробку, чтобы никто не отвлекался. Есть и другие правила, которые зависят от самой группы.
Так сложилось, что подростковые группы — явление для наших широт довольно уникальное, я знаком со всеми ведущими подобных групп. Очень мало людей готовы сталкиваться с неприкрытыми аффектами подростков, их откровенными вопросами про секс, например, жестокими шутками и их непостоянством.
Это всегда работа с собой и над собой: мне кажется, от подростков невозможно ничего скрыть или укрыться за общими фразами — это не работает.
Одна из самых больших сложностей — это особенность контракта. Все участники несовершеннолетние, за них платят родители (заказчики), а услуги оказываются самому подростку (клиенту), работа происходит с запросом подростка, и он почти всегда отличается от того, что хочет видеть родитель. Например, общительные родители хотят видеть своего сына или дочь более открытыми и веселыми, более активными и пробивными. А ребёнок вообще не такой, его интересует то, как выдержать напор родителей и изучить новый язык программирования или улучшить оценки.
Рано или поздно возникает конфликт, когда подросток обучается в группе предъявлять себя, не стесняться чего-то и просить то, что ему действительно нужно. И просить, и предъявлять он начинает, конечно же, родителям. Часто они не готовы к этому и не знают, что делать, когда их ребёнок начинает отстаивать свою точку зрения, права и желания, становится более самостоятельным. На самом деле подростки это делают очень быстро, и это изменение пугает.
Мы собираем группы раз в несколько месяцев, чтобы описать, что происходит с их детьми, и немного успокоить родителей. Необычно то, что многие родители из чувства стыда туда боятся приходить, потому что им кажется, что они плохо воспитывают детей, и эти проблемы есть только у них. Такие группы показывают, что сложности есть у всех и невозможно быть идеальным родителем. Как правило, этого достаточно.
Получается, что вся наша работа состоит в том, чтобы помочь участникам быть собой, испытывать разные чувства и не стесняться их, делать то, что хочется, и идти к своим целям. Как результат, ребята с низкой успеваемостью поступают в учебные заведения, вступают в отношения, не стесняясь задавать неудобные вопросы. На пути к этим изменениям они проходят несколько кризисов: один (описанный выше) с родителями, потом — с учителями, а потом еще и со сверстниками.
К концу года занятий многие меняют свою компанию на более комфортную и безопасную — ту группу сверстников, в которой они могут самореализоваться. Некоторые трудные подростки поступают в учебные заведения, скромные находят друзей, почти всегда все продолжают общаться и поддерживать друг друга. Значит, мы можем сделать подростковость наших участников лучше, чем она была раньше.
Группы сопровождения подросткового возраста
Адрес: ул. П. Глебки, 58.
11-14 лет: каждую субботу, 11:30.
14-17 лет: каждый вторник, 19:00.
+375 44 567 29 50, Тимофей.
+37529 500 88 15, Диана.