Эпидемия коронавируса, столь неожиданно ворвавшаяся в нашу жизнь, принесла множество изменений, к которым мы оказались не совсем готовы. Одним из таких нововведений стал карантин в учебных заведениях и организация обучения школьников и студентов онлайн.
В самом начале дистанционного обучения в дальнейшем многие родители и учащиеся высказывали недовольство и активно критиковали как систему образования в целом, так и организацию онлайн-обучения. Некоторые из них даже позволяли себе крайне резкое негодование или даже оскорбления в адрес учителей и преподавателей, которые, по их мнению, «неправильно и плохо учат их детей» И хотя большинство родителей с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации, все же необходимо уделить отдельное внимание некоторым аспектам.
Я сам преподаватель с 15-летним педагогическим стажем и хотел бы обратиться ко всем родителям и попросить их задуматься над следующими важными моментами:
- За исключением нескольких учебных заведениях, которые специально оказывали услуги по дистанционному обучению, в большинстве других такой вид преподавания являлся скорее экзотикой, о которой много говорили, но применяли лишь в редких и исключительных случаях.
- Большинство учителей имели весьма скромный опыт в организации и проведении дистанционного обучения либо не имели его совсем. За редким исключением, руководство школ и других учебных заведений не проводили специальную подготовку и инструктаж – как именно следует организовать такое обучение и с какими возможными техническими, организационными и психо-педагогическими проблемами им придется столкнуться. Так же, как и врачам, им пришлось в срочном порядке самостоятельно осваиваться в новых условиях, зачастую не получая никакой поддержки, а лишь противоречивые указания от администрации и обязательные требования предоставлять подробные отчеты об их деятельности.
- Большинство учителей и преподавателей организовали дистанционное обучение из своего дома, где далеко не везде были подходящие условия и наличие рабочего места. Многим пришлось использовать свои личные компьютеры и мобильные телефоны и самостоятельно оплачивать доступ в интернет. При этом далеко не все устройства по своим техническим параметрам соответствовали необходимым требованиям. Вопрос о предоставлении служебных технических средств или дальнейшей компенсации затрат на их приобретение практически нигде всерьез не рассматривался.
- Далеко не во всех учебных заведениях существовали специальные программные платформы для эффективного дистанционного обучения. Многим преподавателям пришлось в срочном порядке разбираться с бесплатными программами, которые могли бы решить поставленную задачу. В большинстве случаев им никто не мог помочь и квалифицированно проконсультировать в этом вопросе. Некоторые из рекомендованных программных продуктов оказались недостаточно эффективными, сложными в настройках или плохо защищенными.
- К сожалению, заработная плата бюджетных работников образования во многих странах весьма невысока и несравнима с зарплатами в частном секторе. Несмотря на это, они продолжают выполнять свой долг, хотя ни один из нас не уверен — как долго он сможет получать даже эту небольшую зарплату и сумеет ли сохранить в будущем свое рабочее место.
Надеюсь, представленная мной информация позволит родителям по-другому взглянуть на ситуацию и изменить свое отношение к ней. Других учителей, увы, нет, и в ближайшее время вряд ли появятся. Поэтому чрезмерное давление на них приведет лишь к коллапсу системы и невосполнимому оттоку из нее педагогических кадров. В этом случае родителям придется заниматься «домашним обучением» либо смириться с тем, что их дети не получают должного обучения, а это в условиях грядущего экономического кризиса сделает их более уязвимыми на рынке труда.
С какими проблемами придётся столкнуться родителям и как их разрешить?
Поговорим об этом подробнее:
1) Поговорите со своим ребенком, объясните ему важность дальнейшего обучения и его особенности. Даже если у вашего ребенка ранее не возникало проблем с дисциплиной и учебой, в новых условиях, к которым он не готов – они могут возникнуть. Не оставляйте его один на один с проблемой, помогите ему разобраться как все работает. Проявляйте терпение и не обвиняйте его, если у него что-то не получается. Даже взрослому опытному пользователю далеко не всегда удается быстро разобраться в работе новых систем.
2) Постарайтесь организовать для него полноценное, желательно изолированное учебное место, где ему будет удобно. Ребенок не должен учиться, лежа в кровати или развалившись в кресле. Это формирует у него легкомысленное отношение к учебе и влияет на ее результативность. По возможности уберите от него все, что может отвлекать его от учебы: игрушки, гаджеты, домашних животных и т.п. Это сложнее сделать, если у вас малогабаритная квартира, но в любом случае, стол и стул, а также тишину на время занятий наверняка можно будет обеспечить.
3) Ненавязчиво контролируйте учебный процесс. Некоторые дети могут уклоняться от учебы или выполнения заданий, пользуясь недостаточной компетенцией родителей. Они могут объяснять это техническими неполадками, особенностями программ и т.п. В домашних условиях ребенку труднее сосредоточится, у него больше отвлекающих факторов а у многих компьютер или смартфон ассоциируется только с развлечениями.
4) Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время обучения онлайн. К сожалению, много случаев, когда дети активно нарушают дисциплину, не выполняют указания учителя, мешают проведению занятий, отвлекая других учащихся.
В качестве шалостей – подменяют, а то и уничтожают задания или результаты других учеников. Встречаются ситуации, когда дети, будучи уверенными в своей безнаказанности, откровенно оскорбляют и унижают учителей. Такое поведение может быть проявлением стресса у ребенка, его страхов от сложившейся ситуации, дискомфортом от новой, непривычной и непонятной системы образования. Поэтому следует присматривать за ним и регулярно общаться с учителем. Важно понимать, что даже если у вашего ребенка ранее не было проблем с поведением, он может их проявить, в том числе, попав под влияние других детей. В каждом случае следует спокойно разбираться и искать решения, а не пытаться прибегать только к мерам наказания или обвинения ребенка.
5) По возможности предоставьте ребенку отдельное устройство (компьютер, планшет, смартфон) для обучения. Нежелательно, чтобы он пользовался гаджетом своих родителей, особенно если они используются для работы или на них хранится финансовая или личная информация. Ребенок может случайно нарушить работоспособность программ вашего устройства, увидеть или даже поделиться с другими нежелательной информацией. Некоторые программные комплексы, используемые для обучения, плохо защищены от взлома, или учителя недостаточно компетентны, чтобы установить адекватные настройки их безопасности. Если у вас нет возможности дать ребенку отдельное устройство – создайте для него отдельные аккаунты, исключите доступ к остальному содержимому устройства и настройте соответствующие параметры безопасности. Регулярно проверяйте устройство, которое ребенок использует для обучения онлайн, чтобы вовремя пресечь нежелательные действия. Установите на него необходимое защитное программное обеспечение.
6) Если вы разбираетесь в информационных технологиях, пообщайтесь с учителем — в большинстве случаев им нужна помощь в организации учебного процесса и настройке программной и аппаратной части.
7) Расспросите учителя и проконтролируйте, каким образом передается информация, в том числе персональные данные вашего ребенка. Как хранится информация об учебном процессе, кто к ней имеет доступ и как она защищена. К сожалению, особенно на первых этапах начала обучения онлайн из-за недостаточного компетентности и опыта, информация передавалась по открытым источникам и хранилась в свободном доступе.
8) Не забывайте, что ваш ребенок находится на связи онлайн и поэтому все, что происходит в квартире, слышно, а в некоторых случаях — даже видно всем. Поэтому не допускайте выяснения отношений, ссор, разговоров на повышенных тонах или с использованием оскорбительных выражений, даже в шутку. Не ходите перед камерой в белье, пижаме или ином виде, который может смутить вашего ребенка и его одноклассников. Не критикуйте учителей или систему так, чтобы это слышали другие.
9) Также будьте внимательны к тому, что попадает в кадр камеры, которую использует ваш ребенок. Крайне нежелательно, чтобы другие люди видели элементы быта и интерьера вашей квартиры (дорогую технику, мебель, украшения и т.п.), так как эта информация от детей может попасть к злоумышленникам. Особенно учитывая тот факт, что некоторые трансляции и записи урока плохо или вовсе не защищены и могут оказаться в открытом доступе. Предупредите ребенка, чтобы он не показывал своим товарищам квартиру и не рассказывал о ней лишнее, так как дети часто желают похвастаться чем-либо или просто показать своим любопытным друзьям условия, в которых они живут.
10) Регулярно общайтесь с ребенком, спрашивайте его о том, как прошли уроки, какие у него возникли вопросы и проблемы, в чем ему требуется помощь. Некоторые родители считают, что это не входит в их обязанность и винят во всем школу, учителей, государство и т.п. Так же есть случаи, когда в плохих результатах учебы обвиняют самого ребенка, называя его тупым или ленивым. Это категорически недопустимо. Родители должны помогать и поддерживать ребенка в это трудное время.
В качестве заключения хочется отметить, что дистанционное обучение хоть и не способно полноценно заменить очную форму, тем не менее, в условиях кризиса является отличным и весьма эффективным инструментом для передачи и контроля знаний. Правильная организация и реализация онлайн-обучения позволят вам и вашим детям выйти из этой ситуации с минимальными потерями.