Сервис для онлайн-конференций Zoom, стремительно набравший популярность в конце минувшего учебного года, стал ареной для интернет-троллей всех мастей. Доступ к онлайн-урокам хулиганам сливали сами ученики.
«Шутники» внаглую присоединялись к онлайн-конференциям в Zoom, Skype и других сервисах видеосвязи и творили, что хотели. Тем более, к примеру, сервис Zoom позволяет это сделать достаточно легко: нужно только ввести в браузере адрес https://zoom.us/j/xxxxxxxxx, где ххххххххх – это код конкретной конференции. Они рассылаются участникам самими организаторами – но никто не мешает троллям набирать числа наобум и безобразничать, где придется.
Мат, оскорбления, злые розыгрыши… Нередко – троллинг не по-детски. Например, в саратовской школе №95 во время урока в старших классах, который проходил через Zoom, неизвестный пользователь включил порно. Родители школьников сообщали в соцсетях, что подобные инциденты были неоднократно. А вот как рассказывал об атаках троллей девятиклассник из Санкт-Петербурга:
«Однажды из-за таких гостей у нас сорвался урок. Все участники конференции видят проделки злоумышленника. Некоторые смеются, а некоторым неприятно. Больше всего запомнилось, когда включили непристойный видеоматериал на весь экран. Весь класс был в шоке. У учителей тоже шок и гнев. Учитель просто перенес занятие на другое время».
Зумбомбинг в минувшем учебном году стал буквально массовым явлением.
Только в апреле журналисты The New York Times нашли 153 учётных записи в Instagram, десятки учётных записей в Twitter и закрытых чатов, а также несколько веток на форумах Reddit и 4Chan, где тысячи людей собираются с целью организовать кампании по хулиганству в Zoom, делятся паролями для встреч и планами по внесению хаоса в публичные и частные встречи.
Тролли объединялись и делились друг с другом похищенными логинами и паролями от трансляций, призывая к атакам. «Дайте конфу, куда набегаем»; «Внимание, скидывайте свои конфы»; «Умные люди ставят пароли, тупые оставляют комнаты открытыми», – писали на анонимном форуме «Двач».
Группы в духе «Рейд на Zoom-уроки” есть и сейчас, например, в ВК. Правда, приутихшие с окончанием учебного года.
Словом, в конце минувшего учебного года интернет-тролли знатно порезвились. Как это пресечь в следующем, который уже не за горами?
Для начала, само собой, отметим, что во избежание внезапного появления всяких лишних персонажей в конференции Zoom, ее организатору следует очень внимательно обращаться с PMI, то есть Идентификатором персональной конференции (или Personal Meeting ID). В частности, не рекомендуется использовать их для открытых конференций. Это, во-первых.
В-третьих, в Zoom организатор конференции также имеет возможность контролировать, кто из участников может использовать микрофоны и камеры своих устройств и транслировать в конференцию контент с их экранов. И когда нужно заблокировать трансляцию контента (фото, видео, ссылок, показ экранов и пр), жмем «Подробнее» в нижнем меню, далее — «Настройки конференции» и «Заблокировать совместное использование«.
НО надо учитывать, что блокирование совместного использования в Zoom осуществляется не навсегда, и в новой конференции блокировку придется включать отдельно. Кроме того, если звук и видео каждому можно отключить каждому участнику персонально, то «Совместное использование» блокируется только для всех оптом (кроме организатора).
И в-четвертых, после подключения всех участников конференции (т.е., когда все в сборе, больше никто не нужен и лишних не выявлено) и прежде чем начинать, организатор всегда может заблокировать всю конференцию («Подробнее» > «Настройки конференции» > «Заблокировать конференцию»), тогда новые участники подключиться уже не смогут.
Отвечает эксперт в сфере защиты персональных данных, Data Protection Officer в IT-компании, LL.M. Кирилл Шафеев.
— Вторжение в онлайн-уроки, оскорбления участников, мат, издевательства и злые розыгрыши, размещение откровенных видео и фото — что это с точки зрения белорусского законодательства?
— Благодаря разнообразию белорусских составов административных правонарушений и уголовных преступлений, можно с уверенностью сказать, что была бы необходимость, а статья найдется. В базовом сценарии все описанные действия вне зависимости от того, происходят они онлайн или оффлайн, могут быть квалифицированы в качестве административных правонарушений и (или) уголовных преступлений, поскольку они обладают главной отличительной характеристикой – нарушают права и законные интересы граждан. Проблема возникает лишь со статичностью самого законодательства: оно не успевает за техническим прогрессом. Это классическая проблема любой юрисдикции. Поэтому правоохранительным органам приходится толковать уже существующие нормы в новых реалиях, поскольку ждать появления новых норм законодателей – процесс непозволительно долгий в контексте защиты граждан.
Описанные действия, учитывая конкретные детали каждой ситуации, могут вариативно подпадать под статьи 9.3 КоАП («Оскорбление», штраф до 20 базовых величин), 17.1 КоАП («Мелкое хулиганство», штраф до 30 базовых величин или административный арест), 179 УК («Незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни», общественные работы, или штраф, или арест, или лишение свободы), 343 УК («Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографическое характера», общественные работы, или штраф, или исправительные работы, или арест, или лишение свободы).
— Слив ссылок и паролей для доступа к онлайн-уроку самими несовершеннолетними учениками — это правонарушение?
— Важно помнить, что «шутка» и «срыв урока» (как и факт публикации ссылки и пароля доступа к уроку) сами по себе не являются ни правонарушениями, ни преступлениями, соответственно, ответственность за них наступить также не может. В контексте «зумбомбинга» речь о какой-либо ответственности может идти лишь в отношении тех лиц, которые срывают занятия, осуществляя при этом действия, которые могут квалифицироваться в качестве административных правонарушений и (или) уголовных преступлений. И именно при наличии таких действий преподаватель/преподавательница должен/должна среагировать и привлечь правоохранительные органы.
Отвечает Ольга Корсун, автор и руководитель социального проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси»:
— Публикация ссылки и пароля доступа к уроку сами по себе не правонарушение. Но, приглашая пранкеров сорвать урок, ребенок должен понимать, что отвечает не только за себя, но и за одноклассников — вряд ли в классе все будут в восторге от скабрезных шуток. Тем более, ребенок заранее не знает, что тролли отчебучат, вдруг даже ему самому это будет неприятно и противно.