Этот эксперимент я описываю не первая. А сподвигло меня снова обратиться к данной теме недавняя консультация, на которую пришли мама с дочкой-шестиклассницей.
Источник: l-pankova.ru
Автор: Лидия Панькова, психолог высшей квалификационной категории
Мама ещё по телефону объяснила, что теряет контакт с дочкой, которая и в учёбе сдала свои позиции. Так вот, в ходе беседы выясняю, что девочка практически всё время предоставлена самой себе (мама работает, папа вместе с семьёй не живёт и материально не помогает). Практически всё время подросток проводит у компьютера, общается в социальных сетях.
На мой вопрос, а сможет ли она обходиться без компьютера или хотя бы уменьшить время пребывания в сети, девочка мгновенно выдала отрицательный ответ, добавив «А что я тогда буду делать?»…
К сожалению, таких ситуаций в моей практике немало : компьютер,телевизор заполняют всё или почти всё свободное время подростка.
Последствия? Те самые, что описала мама… Потеря чувства реальности, в которой требуется выполнение каких-то обязанностей — учебных, домашних. Замена общения живого, открытого на общение виртуальное. И это виртуальное общение начинает заменять общение даже с самыми близкими людьми, отсюда непонимание, конфликты.
Вернусь к эксперименту. Прочтите. Подумайте, не происходит ли чего-то подобного с вашим ребёнком.
Вот описание этого эксперимента, проведённого Е. Мурашовой, семейным психологом обычной детской поликлиники. Эксперимент вошёл в книгу «Любить или воспитывать?», составленную автором из эссе, описывающих будни детского психолога – со всеми проблемами детской жизни.
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п. Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно «не знакомы» со своим внутренним миром.
По правилам проведения эксперимента дети обязательно должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записав время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто — из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала своё состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений она не стала публиковать эти записи…
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счёт);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
—мылись;
— убирали в комнате или квартире;
— играли с кошкой или собакой;
— занимались на тренажёрах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа накатался до рвоты;
— один юноша прошёл Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и ещё один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все практически сразу включили музыку или засунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употребили словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне всё время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены тем мыслям, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо ещё учесть, что в эксперименте принимали участие лишь те дети, кто заинтересовался и согласился на участие…